8 (3467) 33-29-64
ПН-ПТ: с 9-00 до 18-00
© 2022 Государственное учреждение культуры «Окружной дом народного творчества». Все права защищены
Разработано: digital-agency «Приоритет»

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА «АХ'ПАК'УГ'ВИК. КТО ЛУЧШЕ ИСПОЛНИТ ТАНЕЦ»

г. Анадырь

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
«АХ'ПАК'УГ'ВИК. КТО ЛУЧШЕ ИСПОЛНИТ ТАНЕЦ»

… В этой пляске, в действе странном,
Многозначном и простом,
Был он сразу океаном,
Человеком и китом…
С. Наровчатов. Танец кита

Есть поговорка «Чукчу и мясом не корми, только дай ему потанцевать». В самом деле, на Чукотке даже в маленьких поселках, где проживают чуть больше сотни людей, непременно есть свой танцевальный ансамбль. Вечерами собираются танцевать и пожилые, и молодые.

У чукчей и эскимосов нет легендарных певцов, а вот танцоры есть. О них сохранились легенды, передаваемые из стойбища в стойбище, из поколения в поколение. В 60–70-е годы прошлого столетия такой знаменитостью был эскимос Нутетеин, в 80–90-х годах на Чукотке блистала Екатерина Рультынеут, ныне – заслуженный работник культуры РФ.

В недалеком прошлом танцы для чукчей и эскимосов были такой же потребностью, как охота. Не только ритуальные — от праздника к празднику, а просто — в плохую погоду люди собирались в чьей-нибудь яранге и танцевали. Лучшие танцоры ездили состязаться в другие стойбища.

Владлен Вячеславович Леонтьев, писатель, историк и этнограф, описывал такие танцевальные поединки между эскимосами Наукана и чукчами Уэлена: «К старому зданию школы приезжали науканцы в нарядных камлейках. Уэленцы старались не отстать, тоже надевали праздничные одежды. Зрители рассаживались на пол, образуя круг, а два самых знаменитых танцора эскимос Нутетеин и чукча Атык с ярарами в руках выходили по очереди на середину. Голые по пояс, в оленьих штанах, они меняли перчатки для каждого нового танца. Перчатки эти шили специально, из оленьей кожи, окрашенной разведенным порошком тертого красного камня. Женщины вышивали их нитками, приделывали в несколько рядов вырезанные из кости ромбы. Атык и Нутетеин танцевали самозабвенно. Постепенно и зрители входили в азарт. Пели, топали, прихлопывали в ладоши…»

Песенно-танцевальное состязание испокон веков было самым ярким событием важнейших праздников морских зверобоев и оленеводов: Полъа – Праздник кита и Кильвей – Праздник молодого оленя. Во ходе Праздника кита состязания проводились на специальном месте «Ах'пак'уг'вик».

Науканец Нутевентин вспоминал: «На праздники съезжалось очень много народу — эскимосы, чукчи, русские, из самых разных мест: острова Ратманова, Уэлена, Лаврентия, Нунямо. Никто нас специально не направлял, каждый ехал по зову своего сердца, чтобы полюбоваться танцами своих соседей, послушать мелодии и песни разных исполнителей…»

Аналог этого традиционного события был организовали вечером 21 мая 2021 года в малом зале Чукотского Окружного Дома народного творчества.

Цель проекта «Танцевальная встреча «Ах'пак'уг'вик. Кто лучше исполнит танец»: Возродить ход древней традиции песенно-танцевальных состязаний эскимосского праздника Полъа.

Задачи:

1. Записать видеоролики с традиционными и новыми танцами коренных народов Чукотки и загрузить в общедоступные сети;

2. Пригласить исполнителей народного фольклора и творческие коллективы городского округа Анадырь для участия в танцевальной встрече «Кто лучше исполнит танец» с показом новых песенно-танцевальных номеров.

Результат: Вовлечение исполнителей народного фольклора в процесс постановочной работы песенно-танцевальных композиций. Создание на основе видеозаписи занятий видеоролика «Ах'пак'уг'вик».

Для достижения этих целей в процессе подготовки к непосредственному проведению мероприятия были осуществлены расшифровка, описание и видеосъемка танцев народов Чукотки. Были описаны, реконструированы и сняты 15 танцев. Все ролики размещены в открытом доступе на странице Инстаграмм коллектива «Атасикун» по адресу: https://www.instagram.com/atasikunberingiya/.

Все эти танцы были исполнены непосредственно на мероприятии, программа которого открывалась традиционным общим вольным танцами, а завершилась концертом самодеятельных национальных коллективов.

Основной частью мероприятия стала конкурсная программа, в которой организаторы также соблюдали традиционную последовательность. Вначале были выступления женщин. Наряду с опытными исполнительницами на сцену выходили и совсем юные – одни и при поддержке своих бабушек. Были и сценические постановки под фонограмму, и оригинальные авторские под аккомпанемент ярара. В этом конкурсе приняли участие гости из села Новое Чаплино, которые были в Анадыре проездом и не могли пропустить эскимосский праздник.

Продолжили программу мужские выступления – здесь были танцы с копьём, сюжетные и игровые.

Основным наполнением конкурсной программы стали эскимосские танцы. Были и чукотские, и эвенские танцы, которые сменили национальные песни. Они звучали акапельно и под звуки национального инструмента – бубна (чук. – «ярар», эск. – «саяк»).

В конкурсе приняли участие пять песенно-танцевальных коллективов и 15 солистов. Число участников общих вольных танцев составило более 50 человек.

Жюри, составленное из специалистов в области песенно-танцевального фольклора, определило победителей:

  • За превосходный чукотский язык и горловое пение была отмечена Ирина Церковникова, которая разделила первое место с Екатериной Ионовой;
  • За артистизм поощрили Алису Коронову, победительницу окружного конкурса «Краса Чукотки»;
  • Лучше других национальные танцы исполнили студентка Чукотского многопрофильного колледжа Надежда Удод и жительница села Новое Чаплино Людмила Макотрик.

Призы и подарки для победителей предоставлены РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки», Общественной организацией эскимосов Чукотского автономного округа «Инуитский Приполярный Совет Чукотка» и АО «Чукотская горно-геологическая компания».

В древнем состязании, которое проходило на специальном месте «Ах’пак’уг’вик», не было номинаций, вторых, третьих и поощрительных мест – был только один-единственный победитель, о котором потом говорили целый год.

Итог подвела заведующая отделом национальной культуры народов Севера окружного Дома народного творчества Елена Тевлянкау:

В результате мероприятия довольно точно восстановлен ход песенно-танцевальных состязаний. Показано 15 новых хореографических произведений. Молодые исполнители смогли сохранили традиционную манеру исполнения чукотских, эскимосских и эвенских танцев.

Проект включен в государственную программу «Развитие культуры, спорта и туризма Чукотского автономного округа» на 2022 и последующие годы, что предполагает перспективы его развития и роста.