ПРИЕМНАЯ:
8 (3467) 33-29-64
ТЕЛЕФОН:
8 (3467) 33-26-04

Социально-значимые проекты и мероприятия

3 февраля 2020
Версия для печати

Лаборатория игры и игрушки

Сбор информации по традиционным играм коренных народов Югры Окружной Дом народного творчества ведет уже третий год. Проект так и называется «Лаборатория игры и игрушки».

Игровые традиции у каждого народа складывались тысячелетиями. Игры имеют свои отличительные особенности, которые зависят не только от национальной принадлежности, но и уклада жизни, общих представлений об устройстве мира. Через игры воспроизводятся жизнь народа, семейные отношения, хозяйственные занятия.

Дети любят наблюдать за действиями взрослых, а потом в играх они воспроизводят определенные события. В прежние времена детям с ранних лет доверяли орудия труда. Мальчики самостоятельно мастерили себе луки и стрелы, капканы, ловушки, ножи, а девочки шили куколки, разные атрибуты рукоделия. Были развиты игры на ловкость, скорость.

В последние годы возрос интерес к традиционным подвижным играм. Популярны игры, имеющие состязательный характер – перетягивание палки, прыжки через нарты, стрельбы из лука.

Не менее популярны игры, которые называются тихие. Это разгадывание различных головоломок, которые направлены на развитие логического мышления, наблюдательности, усидчивости. Особым образом отличается игра в шахматы, которые именуют топис.

Шахматы «Топис»


Игра в традиционные шахматы «Топис» имеет важное историческое и культурное значение. Это явление, созданное и отточенное десятками поколений, вобравшее в себя опыт народа. Игры коренных народов Севера являются не только универсальным средством воспитания подрастающего поколения, но и служат средством погружения детей в народную культуру и родной язык.

Первые упоминания об этой игре были зафиксированы не так давно – в 1837 году. Особенность хантыйской игры, в отличии от классических шахмат, - адаптация под охотничьи традиции. Для играющих важно в игровой форме суметь изобразить охотника, а его противнику – зверя.

Топис Топис Топис Топис Топис

Головоломка «Вет ӆов тынуп юх»
(«Стоимостью пяти лошадей палочка»)


Стоимостью пяти лошадей палочка Существует легенда о происхождении головоломки «Вет лов тынуп юх», в которой рассказывается о хантыйском охотнике, загадавшем её русскому купцу, приехавшему за пушниной. Три дня купец разгадывал головоломку, но так и не отгадал. Придя к охотнику, он попросил раскрыть секрет. Охотник согласился, но только в обмен на пять лошадей. Купец не стал торговаться – согласился. Так с тех пор эта головоломка называется «стоимостью пяти лошадей палочка».

Необходимо, не развязывая крайних узлов, переместить одну косточку к другой косточке, чтобы обе находились на одной стороне.

Головоломка «Ущмаран вухсар»
(Хитрая лисичка»)


Хитрая лисичка В головоломке «Хитрая лисичка» играющему необходимо освободить кольцо, сняв его с веревочек, не развязывая узелки на них.

Игра названа по аналогии с лисьими тропами: идти по следу лисы и разгадать ее путь довольно сложно. Весной и зимой она много перемещается в поисках еды, а зимой ей приходиться еще и таким образом согреваться.

Игрушку делают из дерева, кожаных полос и срезов костей.

Игрушка «Ларынщуп»
(«волчок»)


волчок Детская игрушка «волчок» изготовлена по типу традиционного лучкового сверла. С детских лет мальчики наблюдали за занятиями взрослых – изготовление жилища, средств передвижения, предметов быта. Важным инструментом было лучковое сверло. Игры с волчком развивали у детей моторику, аккуратность и терпение.

Игрок ставит волчок на ровную поверхность. Одной рукой он удерживает его в вертикальном положении, а другой начинает двигать привязанную палочку вверх-вниз. Постепенно волчку придается движение, по инерции он начинает вращаться, при этом веревочка раскучивается, потом закручивается вокруг стержня.

Головоломка «Хәт юхуп юнтупсы»
(«Шесть палочек»)


Шесть палочек Головоломка «Шесть палочек» перешла в разряд детских игрушек из повседневной жизни. Традиционно семьи проживали в избушках и, в зависимости от сезона, переезжали с одной в другую. Поэтому жилище могло долго пустовать без хозяев. Запасы продовольствия размещали в лабазах, там же оставляли сезонную одежду. Двери жилища и хозяйственных построек запирали хитрыми приспособлениями - замками. Позже макеты таких замков стали применять для развлечений.

Игра «Пиллы щёл»
(«без пары палочка»)


пиллы щёл Игра «пиллы щёл» («без пары палочка») – это хантыйская головоломка. Играют двое, водящий выдает парные палочки другому человеку, вставляя их между пальцев и приговаривает: «Пара». Потом выбирает все палочки из пары по одной в каждую руку. Ведущий отдает второму человеку беспарную палочку, чтобы тот их крепко держал и не выпускал из рук. Хитрость заключается в том, что водящему нужно переманить одну беспарную палочку, проговорив слова: «Тащ, тащ, икие ювая! Тащ, тащ, икие ювая!»

Головоломка «Щул вус юх пул»
(«палочка для пуговичной петли»)


щул вус юх пул Головоломка «Палочка для пуговичной петли» пришла из повседневной жизни - была необходима для развязывания узлов. Ее определенным образом прикрепляли к одежде. Позднее эту палочку стали крепить к петле, отсюда возникло и название «палочка для пуговичной петли».