ПРИЕМНАЯ:
8 (3467) 33-29-64
ТЕЛЕФОН:
8 (3467) 33-26-04

Новости

Шапка-шлем героя песен и танцев

Хантыйские уроки реализуются в рамках проекта регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре «Окружной литературный клуб «Читаем на родном языке».

Священные песни обряда «медвежьи игрища» отличаются приемами исполнения. Мужчины – исполнители выстаиваются особым образом – полукругом, взяв друг друга за мизинцы. А еще они надевают специальные ритуальные халаты и шапки. Такие шапки называют ӆэӈх мил. Орнаментируемые ритуальные шапки шьются из трех разноцветных клиньев, обычно на них изображается орнамент ӆоваӈ хϵ ‘человек на лошади’, это образ Старика верховьев реки Обь «Ас тый ики». Жители реки Обь изображают на таких шапках орнамент чайки «сури», это образ покровителя «Вәйт-ики». А вот шапочка духа-покровителя Ас тый ики, или Мир-ванты-хϵ, по-мансийски – Мир-суснэ-хум изготавливается из семи разноцветных клиньев сукна и не орнаментируется. Орнамент исполняется в технике мозаики, по краю изделия пришивают мех соболя, песца, лисицы.

Исследователи называют такую шапочку шлемом, по форме она напоминает древний головной убор воинов. Впервые понятие «шапка-шлем» ввел этнограф В.Н. Чернецов, который неоднократно был в экспедициях на территории Югру.

Ритуальные шапочки хранятся в специальных прикладах духов-покровителей. Они предназначены только для участников медвежьих игрищ. Хотя исследователи отмечают другой случай, когда вынимается из приклада шапка-шлем. Если проводится большое жертвоприношение, называемое «йир пори», то ведущий исполнитель молитвы надевает на голову ритуальную шапочку.